Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК, производит 13% всей российской стали) ввел в строй турбогенератор мощностью 25 МВт на основной производственной площадке в Липецке. По сообщению пресс-службы НЛМК, его эксплуатация позволит увеличить производство электроэнергии, обеспечить надежное снабжение цехов, повысить эффективность использования существующих мощностей по выработке пара высокого давления и оптимизировать режимы загрузки паропотребляющих агрегатов.
Проект мини-ТЭЦ стоимостью 365 млн рублей был реализован в рамках второго этапа программы технического перевооружения НЛМК. За пять лет (с 2007 по 2011 годы) им предусмотрено увеличение объемов выплавки жидкой стали с 9 до 12,4 млн тонн в год, объема выпуска готового проката – с 5 до 9,5 млн тонн в год, а также достижение 100−процентной самообеспеченности основными видами сырья. К этому же времени металлургическая компания намерена на 60% обеспечивать себя и собственной энергией. Для этого в нынешнем году она заключила контракт по строительству новой ТЭЦ мощностью уже 150 МВт. Ее стоимость и исполнитель проекта пока не разглашаются.
По мнению отраслевых аналитиков, курс на собственное энергообеспечение полностью укладывается в стратегию развития группы НЛМК – создание многопрофильного самообеспеченного холдинга. В эту группу компаний, контролируемых бенефициаром НЛМК Владимиром Лисиным, помимо самого Новолипецкого меткомбината входят датский завод DanSteel A/S (толстолистовой прокат), Стойленский ГОК (железная руда), «Стагдок» и «Доломит» (добытчики известняка и доломита), «Алтай-кокс» (коксохимическое производство), «ВИЗ-сталь» (трансформаторная сталь) и собственная транспортная компания.
Кроме того, с весны этого года Владимир Лисин начал создавать мощную водно-транспортную группу на северо-западе страны: его датская компания Jusk Stalindustri ApS (JS) приобрела 80% капитала компании Volgo-Balt Transport Holding Ltd (VBTH), которая контролирует расположенные в центральной и северо-западной части страны крупнейшие отечественные речные пароходства: Северо-Западное пароходство, судоходную компанию «Волжское пароходство», Волго-Балтийскую компанию и «Волга-флот танкер». Параллельно с этим голландская компания Universal Cargo Logistics Holding BV (UCLH), которая тоже контролируется Лисиным, завершила приобретение 97,01% акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и 100% акций четырех стивидорных компаний у ее прежних владельцев JS и Chupit Limited. Кроме того, UCLH сегодня контролирует Таганрогский морской торговый порт, является совладельцем перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга (Ленинградская область), а сам НЛМК является основным владельцем Туапсинского морского порта. Новыми транспортными приобретениями Лисин замкнул цепочку «производство–транспорт–покупатель», поскольку оба пароходства и раньше переправляли продукцию НЛМК на экспорт в страны Европы, Южной и Северной Америки, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. По всей вероятности, кредитный кризис лишь обострит тенденцию группы НЛМК к обособлению, в том числе созданию новых собственных энергетических генерирующих активов.